basis211: (Default)
[personal profile] basis211
Оригинал взят у [livejournal.com profile] mata_ariki в Блокадные дневники
Неперешибаемый запах Роднульки. В этих дневниках, принадлежащих трем разным людям. Один- инструктор Отдела кадров Ленинградского Горкома партии. Достойный советский человек- любящий жизнь, с железной выдержкой и характером - легко ли было радоваться бутерброду с икрой посреди блокадного города, где в темноте то-тут то-там раздавался стук топоров людоедов? Нелегко, думаю. Но настоящего советского человека не смутить ничем. Глаза ясные, чистые. Выпуклые. Не моргнут.

Второй- девочка, дочь нэпмана-лишенца. Явно настроенная антисоветски- советскому человеку понятно, что после того, как Партия и Правительство вывезли тебя из блокадного города на поправку, то умереть можно было только из вредительских соображений. Чтобы саботировать Советскую Власть, чтобы пропала народная копейка, потраченная на восстановление. Чтобы не отрабатывать заботу на стройках социализма. http://ru.wikipedia.org/wiki/Савичева,_Татьяна_Николаевна

Третий- мальчик из семьи учителей. Убит осколком в мае 1942-го. http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/2/ti15.html

В хронологическом порядке, по близким датам:

Учительский сын Миша Тихомиров:

8 декабря 1941 г: Сидим на 125 гр. хлеба в день, в месяц мы получаем (каждый) примерно около 400 гр. крупы, немного конфет, масла. У рабочих положение немного лучше. Учимся в бомбоубежище школы, т. к. окна (из-за снаряда) забиты фанерой и собачий холод в классах. Дома живем в одной комнате (для тепла). Едим 2 раза в день: утром и вечером. Каждый раз суп с хряпой или чем-нибудь другим (довольно жидкий), какао — утром, кофе вечером. До последнего времени пекли лепешки и варили изредка каши из дуранды (теперь она кончается). Закупили около 5 кг столярного клея; варим из него желе (плитка на 1 раз)

Ответственный тов. Рибковский:



9 декабря 1941 г "С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак - макароны, или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед -первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой. Качество обедов в столовой Смольного значительно лучше, чем в столовых в которых мне приходилось в период безделия и ожидания обедать"


Учительский сын Миша Тихомиров:

28/XII. Опять двадцатиградусный мороз. С утра над городом гудят самолеты, но тревоги нет. Сводки информбюро пока не имеется.

Утром у меня температура 35,8, к середине дня немного повысилась. Завтра думаю опять не пойти в школу.

На толкучке обменяли сегодня на 3 куска сахару и коробок спичек около 500 грамм растительного масла. Это великолепно. Ведь в жировом отношении последний месяц у нас исключительно голодный паек (ведь по карточкам масло еще не было возможности получить!).

Образчик цен на толкучке: коробок спичек 10 руб.

Гробов сегодня по городу великое множество…




Дочь нэпмана-лишенца Таня Савичева:

Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г

Учительский сын Миша Тихомиров:



4/III — 42 г. Мороз вскочил, вернее, упал до 18°. Пренеприятный пронизывающий ветер, поземок, мелкий и сухой. Ходил в школу, ноги определенно крепче. Утром снова был артобстрел; немцы, очевидно, вводят теперь в обыкновение такие утренние “пробудки”.

Мама получила овсянкой последнюю февральскую крупу; кроме того получен сахар, правда, подмоченный. Теперь с крупой у нас не так уже плохо.


Ответственный товарищ Рибковский:



5 марта 1942 г. "Вот уже три дня как я в стационаре горкома партии. По моему это просто-напросто семидневный дом отдыха и помещается он в одном из павильонов ныне закрытого дома отдыха партийного актива Ленинградской организации в Мельничном ручье. Обстановка и весь порядок в стационаре очень напоминает закрытый санаторий в городе Пушкине... Очевидцы говорят, что здесь охотился Сергей Миронович Киров, когда приезжал отдыхать... От вечернего мороза горят щеки... И вот с мороза, несколько усталый, с хмельком в голове от лесного аромата вваливаешься в дом, с теплыми, уютными комнатами, погружаешься в мягкое кресло, блаженно вытягиваеш ноги...

Питание здесь словно в мирное время в хорошем доме отдыха: разнообразное, вкусное, высококачественное, вкусное. Каждый день мясное - баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное - лещь, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, триста грамм белого и столько же черного хлеба на день, тридцать грамм сливочного масла и ко всему этому по пятьдесят грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину»


Учительский сын Миша Тихомиров:

15/III — 42 г. Воскресенье, половина марта, но все те же чертовы 25°. Мама утром ходила к Балтийскому за белым хлебом (его дают только больным желудком, но маме повезло: она купила за 25 руб. справку, по которой его можно получить). Придя домой, она обменяла 800 гр. (на 2 дня) белого хлеба на 1600 гр. черного — прямо замечательно! Папа ходил на воскресник — скалывал лед у школы, хорошо хоть, что их там покормили. Завтра папу берут в городской стационар; я снова остаюсь главным истопником, водоносом и т. д.

Дочь нэпмана-лишенца Таня Савичева:



Лёка умер 17 марта в 5 часутра в 1942 г

Товарищ Рибковский продолжает любить Роднульку:



Питание заказываеш накануне по своему вкусу. Я и еще двое товарищей получаем дополнительный завтрак, между завтраком и обедом: пару бутербродов или булочку и стакан сладкого чая.

К услугам отдыхающих - книги, патефон, музыкальные инструменты - рояль, гитара, мандолина, балалайка, домино, биллиард... Но, вот чего не достает, так это радио и газет...

Отдых здесь великолепный - во всех отношениях. Война почти не чувствуется. О ней напоминает лишь далекое громыхание орудий, хотя от фронта всего несколько десятков километров.

Да. Такой отдых, в условиях фронта, длительной блокады города, возможен лишь у большевиков, лишь при Советской власти. Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет.

Что же еще лучше? Едим, пьем, гуляем, спим или просто бездельничаем слушая патефон, обмениваясь шутками, забавляясь "козелком" в домино или в карты... Одним словом отдыхаем!... И всего уплатив за путевки только 50 рублей"».


Козелком. В домино.





Главное- крепко помнить, что во всем виноваты проклятые фашисты.

Page generated May. 23rd, 2025 12:22 am
Powered by Dreamwidth Studios